Почему автомобиль ГАЗ-М20 назвали «Победой»?

Этот автомобиль уже практически невозможно повстречать на улицах наших городов. Но если увидеть его в транспортном потоке, то, наверное, любой по силуэту сможет определить его марку. Когда-то для нашей страны название этого автомобиля стало настоящим символом победы над фашистской Германией. Рассказ пойдет о модели ГАЗ М20 «Победа».

Основные черты кузова были заимствованны у Opel Kapitaen
Эта модель автомобиля была первой, выпущенной Горьковским автозаводом (в то время имени Молотова) после войны. Не секрет, что конструкция этого автомобиля была результатом изучения целого ряда зарубежных моделей, в основном американских и немецких. Главным образцом кузова выступил Opel Kapitaen.

Примечательно что с завода автомобиль никогда не выезжал в черном цвете. Желтый, белый, кремовый, голубой — но только не черный. «Победа» не может носить траурный цвет.
В то время перед запланированным запуском в поточное производство новые модели представляли Иосифу Сталину. Вождь автомобилем остался недоволен. Особенно ему не понравился слишком «прожорливый» шестицилиндровый двигатель. После обещаний руководства завода подготовить четырехцилиндровый двигатель, Сталин все же утвердил проект и название модели «Победа».

После выпуска первых серийных машин стали выявляться многочисленные дефекты. Директора завода сняли с должности, главному конструктору объявили выговор. Автомобиль стали дорабатывать: заменили глушитель, увеличили прочность кузова, уменьшили на несколько сантиметров размеры заднего сиденья, чтобы генералы и полковники могли ездить в папахах.

«Победа» – первый послевоенный автомобиль, выпущенный Горьковским автозаводом (в то время имени Молотова)
В пятидесятых годах автомобили «Победа» стало возможным увидеть и в Западной Европе – на них возили наших представителей союзнической миссии. Зарубежные производители обратили пристальное внимание на советскую разработку, заметив ее приспособленность к любым дорогам, и стали копировать «Победу» в своих моделях.

К 1955 году автомобиль прилично модернизировали. Внесли изменения в сцепление, конструкцию рессор, коробку передач, в тормоза. У машины появился отопитель, хороший радиоприемник, а также модель с кузовом – кабриолет. Чуть позже, используя базу автомобиля ГАЗ-69, выпустили модель М72. Это был комфортабельный внедорожник, эффективно эксплуатировавшийся во время освоения целины. Всего же почти за тринадцать лет выпуска, было произведено около 236 тыс. автомобилей.

Потребителей «Победа» подкупала своим гармоничным внешним видом и изяществом линий. Она была достаточно велика, блестела хромированными деталями, в частности, выделялись блеском решетка радиатора и колпаки колес. На машине появились электрические фонари стоп-сигналов с указателями поворотов, и водителям уже не надо было жестикулировать руками при осуществлении маневра.

Изначально автомобиль хотели назвать «Родина», но Сталлин внес свои коррективы.
Приборы передней панели – спидометр, указатели, контрольные лампы – располагались перед водителем, а не по центру, как на довоенных автомобилях. Руль был большой, из качественной пластмассы, с красивой фирменной эмблемой на кнопке сигнала. Стеклоочиститель на «Победе» работал от электричества, в отличие от современников, имевших пневматический либо механический привод. Сиденья автомобиля были диванного типа и не имели системы регулирования. Багажник был узкий, практически все пространство занимало запасное колесо и домкрат. Пространства под капотом было достаточно много, и подбираться для обслуживания к элементам двигателя очень комфортно. Двигатель мощностью целых 52 л.с. смог позволить развить скорость до 105 км/час. Коробка передач была трехступенчатой, первые модели не имели синхронизаторов и передачи включались с хрустом.

Автомобиль комплектовался интерьерным зеркалом, поэтому водитель лишался заднего и бокового обзора. Подвеска плавно и аккуратно сглаживала все неровности дорожного полотна.

Как уже говорилось, имя этого автомобиля стало для нашей страны настоящим символом. Для кого-то символом победы над фашизмом, а для кого-то символом настоящего прогресса в автомобилестроении.